Инвестиции в антиквариат: прибыль для
терпеливых
Ни один антиквар не занимается инвестициями в
антиквариат так активно, как игроки фондового рынка, считают
руководители антикварных галерей и аукционных домов. Причем за
последние полтора года частные лица стали приобретать вечные
ценности - предметы антиквариата - гораздо чаще, чем банки и
крупные компании. Многие известные сегодня инвесторы начинали с
нуля: консультировались со специалистами, посещали антикварные
магазины и ярмарки, определяя стиль, в который им интересно
вкладывать деньги. Среди людей, инвестирующих в антиквариат и
современное искусство, есть бывшие финансовые аналитики, трейдеры
и даже математики. Они оценили преимущества этого бизнеса, который
позволяет не только зарабатывать, но и постоянно находиться в
окружении прекрасного. Итак, на каких предметах искусства можно
хорошо заработать в России и как действовать начинающему
инвестору?
Старое - значит надежное. Антиквариат
считается одним из наиболее выгодных вложений: рынок достаточно
развит, основные правила игры на нем определены. К тому же у
покупателя есть уверенность: приобретенная вещь не обесценится,
что легко может произойти с предметом современного искусства.
Антикварные ценности и полотна старых мастеров подходят для
долгосрочных вложений. По данным международного каталога искусства
Hislops 2003 Price Guide, за период с 1997 по 2002 год стоимость
некоторых произведений выросла на 700%.
Конечно, вряд ли на известных московских
аукционах вам удастся купить за бесценок картину кисти
Айвазовского: большинство работ знаменитых художников уже
находятся в коллекциях. Даже если порой шедевры появляются на
рынке, то стоят огромных денег: так, стартовая цена картины
Николая Рериха на аукционе "Гелос" составляет более $30 тыс. При
этом эксперты часто не могут гарантировать подлинность
произведения. Поэтому начинающему инвестору скорее всего придется
заняться чем-то менее ценным. Например, антикварными банковскими
акциями.
Частные лица особенно часто приобретают
старинные предметы, когда другие инструменты инвестиций уже не
дают высоких доходов. Именно в такое время, как считают антиквары,
людям нравится вкладывать деньги в то, что они могут потрогать
руками.
Покупатель пошел не тот. Как считают
дилеры и владельцы антикварных галерей, в последнее время стали
гораздо грамотнее не только продавцы, но и покупатели: они не
рискуют приобретать вещи, подлинность которых не подтверждена.
Единственный способ избежать подделок - внимательно проверять
документы на предметы и пользоваться услугами консультанта.
Антиквариат коллекционного уровня всегда продается с сертификатом
- экспертным заключением специалистов. К тому же все салоны,
антикварные галереи и аукционные дома имеют собственных
консультантов. Большинство экспертов - бывшие или действующие
музейные работники. Как правило, они специализируются на
конкретном направлении - живописи, изделиях из металла и т.д.
Президент аукционного дома "Гелос" Олег Стецюра
предупреждает, что неопытный человек на рынке искусства может
понести серьезные потери: "Это более тонкий инструмент
инвестирования, чем другие. Без собственного консультанта я бы не
советовал новичку выходить на рынок. Экспертов можно найти в
крупных торговых структурах, специализирующихся на продаже
предметов искусства. В роли консультанта могут выступить дилеры,
которые имеют большой опыт работы с вещами и занимаются
определенными предметами - изделиями из фарфора, серебра". Олег
Стецюра советует обращать внимание на формулировку экспертных
заключений: так, если произведение "приписывается Шишкину", оно
будет стоить в два раза дешевле, чем картина, подлинность которой
практически доказана. Инвестор, который не боится рисковать, может
прилично заработать на таких тонкостях.
Мой сосед - Ван Гог! Современное
искусство стоит меньше, чем антиквариат. Однако, как утверждают
эксперты, его цена увеличивается достаточно быстро. Например, с
начала 2002 года стоимость полотен Владимира Дубосарского и
Александра Виноградова возросла ровно вдвое после того, как одну
из их работ приобрел культурный центр Помпиду в Париже. Но новичку
легко заблудиться в мире современного искусства. Какой стиль
предпочесть? Во что вкладывать деньги - в фотографию, графику,
картины художников-абстракционистов или скульптуру из отходов
производства? Проще всего обратиться за помощью к специалистам.
Среди наиболее известных галерей, специализирующихся на
современном искусстве, - XL, "Реджина", Fine Art, "Айдан-Галерея",
"Крокин" и некоторые другие.
Непосвященному человеку кажется, что механизм
ценообразования на арт-рынке четко не определен. Однако, по словам
куратора галереи Fine Art Ирины Филатовой, стоимость произведений
современных художников устанавливается по вполне ясным критериям:
"На цену картины влияет не ее качество, а биография художника:
важно, где проходили его выставки, в каких галереях хранятся
работы. Например, участие в Венецианской Биеналле - все равно что
номинация на "Оскара". А если картины художника находятся в
известных музеях современного искусства, вы точно не зря тратите
деньги, - считает Ирина Филатова. - Чем больше "послужной список"
мастера, тем выше стоимость картины".
В любом случае специалисты не рекомендуют
отправляться на улицы в поисках гениальных художников. "С середины
XIX века, начала истории импрессионизма, безвестных гениев нет.
Всех их уже давно нашли галереи", - уверена Ирина Филатова.
Действительно, активны не только арт-салоны, которые постоянно
ищут таланты, но и художники: они предлагают свои работы. Конечно,
пока картину современного художника не так легко продать, как,
например, полотно Айвазовского. Но, как полагают специалисты,
русские произведения XIX века не выдерживают сравнений с
европейским искусством того же периода, а цены на них завышены.
Поэтому со временем инвестиции в современные картины будут более
выгодными, чем вложения в живопись столетней давности.
Что купить, кому продать? Недавно в цене
была современная фотография, теперь модной стала фигуративная
живопись. Несмотря на то, что Россия считается родиной
абстракционизма, частные лица покупают в основном декоративное
искусство. Фотографию приобретают любители, вкладывая деньги в
известные имена, такие как Борис Михайлов. Помимо биографии цену
произведения определяет уровень художника: его мышление должно
развиваться в контексте мировых направлений.
Для того чтобы заработать на современном
искусстве, не обязательно ждать, пока цена покупки увеличится: в
Лондоне коллекционер российского искусства заплатит за картину
больше, чем в Москве. Но стоит помнить, что в каждой стране
ценятся прежде всего собственные художники, и состоятельного
любителя надо еще найти.
Тем не менее, по словам старшего научного
сотрудника художественного отдела Владимиро-Суздальского музея
Татьяны Меркуловой, иностранные туристы с удовольствием скупают в
салонах изобразительного искусства произведения талантливых
региональных художников и мастеров. Помимо этого существуют и
программы обмена. Художники из российской провинции выезжают во
Францию, Германию и Голландию, пишут картины, которые оставляют за
рубежом в качестве платы за проживание.
Впрочем, коллекционер Игорь Маркин считает, что
современное искусство пока не может быть серьезным инструментом
инвестиций в России: "Деньги на этом заработать невозможно.
Хороший пример - коллекция Инкомбанка, которая сейчас распродается
за бесценок на аукционе. Я собираю картины для собственного
удовольствия, понимая, что пока они неликвидны: все смогу продать
только с убытком для себя. Вкладывать в искусство выгоднее на
Западе: там низкие ставки по депозитам".
Почти фондовый рынок. Как же действовать
инвестору на рынке искусства? По мнению президента аукционного
дома "Гелос" Олега Стецюры, чем меньше капитал - тем больше риски.
Если средства позволяют, стоит вкладывать в предметы антиквариата
и картины известных художников прошлого. Высоким уровнем
надежности отличаются Саврасов, Малевич, Кандинский, изделия
Фаберже. Есть и возможности для тех, кто не имеет таких финансовых
средств. Им стоит обратить внимание на быстро развивающиеся
направления. Сейчас это старая сюжетная фотография - например,
фото Николая II и его семьи, боевых действий времен гражданской
или Великой Отечественной войн. Быстро растут в цене искусство
сталинских академиков, лаковые миниатюры, сделанные до 1945 года,
часы с плавающим корпусом, изготовленные для кораблей. Стоит
покупать несколько предметов сразу: если из 10 вещей несколько
упадут в цене, продажа остальных перекроет убытки.
О том, насколько быстро развивается российский
рынок инвестиций в искусство, говорят даже результаты русских
продаж на аукционе Sotheby's. В мае этого года на торгах в Лондоне
картины, письма и фотографии из личной коллекции Федора Шаляпина
были проданы за рекордную сумму - 2 млн фунтов стерлингов. Самым
дорогим было произведение Бориса Кустодиева "Красавица": его
приобрели более чем за 945 тыс. фунтов. По сообщениям СМИ, в
торгах активно участвовали дилеры из РФ. Так что, скорее всего,
многие предметы Шаляпина теперь находятся в частных российских
коллекциях.
Западному инвестору, конечно, легче, чем
отечественному: у него, например, есть индексы доходности
искусства. В России приходится ориентироваться прежде всего на
аукционы. Например, если на торгах поднялась стоимость предметов
из серебра, можно быстро купить их в салоне по более низкой цене и
сразу же перепродать. К тому же хороший инвестор должен знать,
кому предложить вещь: чтобы заработать свой процент, нужно найти
коллекционера, который интересуется именно этим направлением. А в
среднем, по словам игроков рынка, на искусстве можно получить
прибыль в 20-30% годовых. Разумеется, чем профессиональнее
инвестор - тем выше его заработок. Единственное, чего не советуют
делать специалисты, так это вкладывать в произведения, которые вам
не нравятся. Действительно, не каждый сможет терпеть в своем доме
ненавистную картину только ради ожидания прибыли.
© Виктория Завьялова
© «Text.uuu.ru» |